Историческое сражение крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" произошло 27 января (9 февраля) 1904 года.
В самом конце 1903 года бронепалубный крейсер-разведчик «Варяг» был отправлен в Корею, чтобы обеспечивать связь с русским посольством в этой стране. На плечи капитана «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева была также возложена задача охраны русской дипломатической миссии. Ему предстояло взять на себя командование расквартированными здесь же забайкальскими казаками и десантным отрядом с ушедшего в Россию броненосца «Севастополь».
Ближайшим крупным портом, расположенным неподалеку от столицы Кореи Сеула, был город Чемульпо. Именно сюда и отправился «Варяг».
Поначалу служба русских моряков протекала спокойно. Но в середине января телеграфная связь с Россией неожиданно прервалась. Вскоре капитан британского крейсера сообщил Рудневу о том, что, по имеющимся у него сведениям, Япония разорвала дипломатические отношения с Россией.
Чтобы связаться с командованием российского флота, 26 января Руднев послал во Владивосток парусно-паровую канонерскую лодку «Кореец». Название «лодка» сегодня воспринимается, пожалуй, как нечто несерьезное. На самом деле в те годы канонерской лодкой называли боевые корабли, несущие мощное артиллерийское вооружение. Правда, предназначались они не для боев с флотом противника, а для поддержки морских десантов.
И вот, выйдя из порта, русские моряки лицом к лицу столкнулись с японской эскадрой, уже подошедшей к Чемульпо. Открывать огонь командир «Корейца» капитан второго ранга Г.П. Беляев не мог. Ведь он не знал о том, что Япония уже вступила в войну. Развернувшись прямо перед японскими кораблями, Беляев успел уйти обратно в порт.
Вскоре японская эскадра вошла в Чемульпо. Одного залпа хватило бы на то, чтобы покончить с российским присутствием в Корее. Единственное, что мешало японцам это сделать, - присутствие в Чемульпо иностранных дипломатических миссий и их кораблей. В случае открытия огня в порту, английские, французские и американские суда и их экипажи могли бы пострадать. Скандала же на весь мир японцы не хотели.
А еще неоценимую помощь русским морякам в тот день оказали их коллеги с английского крейсера «Тэлбот». Коммодор Бейли лично отправился на флагман япоского флота — крейсер «Нанива» - и заявил японскому адмиралу Уриу, что не допустит военных действий в порту нейтрального государства.
Рано утром 27 января адмирал Уриу вывел свои корабли в море, оставив командирам всех иностранных судов ультиматум покинуть порт. В противном случае они могли серьезно пострадать в ходе операции по уничтожению «Варяга» и «Корейца», назначенной на 16-00.
Прекрасно понимая, что из-за него могут пострадать корабли других стран, Руднев заявил собравшимся на британском крейсере капитанам, что сражаться с японцами, прячясь «за спины» чужих кораблей, не будет, и чтобы не подвергать их опасности, предпримет попытку прорыва в открытое море.
Вернувшись на «Варяг», командир объявил экипажу о начале военных действий. Общее мнение у всех членов команд «Варяга» и «Корейца» было одно — прорываться, а в случае неудачи — взорвать корабль, но в плен не сдаваться.
Направляясь к выходу из гавани, «Варяг» проходил мимо стоявших иностранных кораблей. Их команды, построенные во фронт, отдавали обреченному крейсеру честь, а оркестры играли российский гимн.
Почему обреченному? Дело в том, что японская эскадра поджидала «Варяг» не в открытом море, а на мелководье, при выходе из порта. Идти русский крейсер мог по узкому судоходному фарватеру со скоростью черепахи. Любое маневрирование могло привести к удару о подводные скалы. А как же броня, пушки? К сожалению, броней прикрывались лишь машинное отделение да боевая рубка. Ведь это был легкий скоростной крейсер-разведчик, и он вовсе не предназначался для открытого боя с превосходящими силами противника. Даже пушки на «Варяге» стояли не в бронированных башнях, а открыто на палубе. Они были лишены даже самых обычных бронещитов.
Орудия же «Корейца» вообще можно было не принимать во внимание. Дело в том, что пушки канонерской лодки хоть и имели большой калибр, являлись устаревшими и стреляли на относительно небольшое расстояние. В ходе последовавшего боя их снаряды вообще не долетали до японских кораблей.
Таким образом, из всех орудий двух русских кораблей реально вести огонь по противнику могли лишь 12 пушек «Варяга». Им противостояли 60 аналогичных пушек шести японских крейсеров. При этом все орудия тяжелого броненосного крейсера «Асамо» - главного противника «Варяга» - были надежно защищены броней.
Появление русских кораблей застало японского адмирала врасплох. Он мог предположить, что русские сдадутся, в крайнем случае — будут вести бой в порту. Но то, что они пойдут в открытый бой, на верную смерть, японский адмирал никак не ожидал. Японцы вывесили сигнальные флаги, предлагая русским сдаться, но гордый «Варяг» ответил молчанием. В 11 часов 45 минут японский крейсер «Асама» первым открыл огонь. Бой начался.
По «Варягу» вели огонь сразу три японских корабля, другим крейсерам вступить в бой мешали свои же корабли. По «Корейцу» бил крейсер «Чиода». За время боя в канонерскую лодку попаданий не было. Возможно, это произошло по той причине, что перед выходом в море русские моряки срубили ненужный парусный рангоут. Мачты корабля стали короче, из-за чего японцы никак не могли точно определить дальность до цели. А вот на «Варяг» снаряды попадали один за одним, неся смерть и разрушения.
Уже через полчаса после начала боя на правом борту «Варяга», обращенном в сторону неприятеля, почти не осталось никого из живых, а все орудия были выведены из строя.Желая на время выйти из зоны огня и ввести в бой пушки левого борта, командир решил развернуть корабль. Но в этот момент сразу два вражеских снаряда попали в крейсер, поразив боевую рубку и, самое страшное, перебив трубу с рулевыми приводами. Корабль лишился управления и налетел на камни.
Увидев, что корабль превратился в неподвижную цель, адмирал Уриу приказал всем своим кораблям добить его. В этот момент беззащитный «Варяг» получил свои самые тяжелые повреждения. Но, возможно, именно сотрясение корпуса от разрывов японских снарядов привело к тому, что корабль соскользнул с камней. Он, продолжая отстреливаться из двух последних орудий, медленно пошел в сторону Чемульпо.
Руднев прекрасно понимал, что с пробитыми бортами и разрушенным управлением его корабль уже не сможет уйти в открытое море. Вода заливала корпус корабля, и он начал крениться на левый борт. Осталось лишь одно — добраться до берега и спасти хотя бы оставшихся в живых членов команды.
Вряд ли израненный корабль смог бы добраться до порта, если бы в этот момент в бой не вступил «Кореец». Японцы подошли слишком близко и наконец-то попали под огонь его тяжелых орудий. Ровно через час после начала боя последний японский снаряд разорвался у борта «Варяга». Вести огонь по территории нейтрального порта, в котором стояли иностранные корабли, японцы не решились. Для адмирала Уриу такой исход дела мог считаться позором. Он, располагая численным и качественным превосходством, так и не смог уничтожить в неравном бою практически беззащитный русский крейсер.
Капитан Руднев обратился к командирам иностранных крейсеров с просьбой принять уцелевший экипаж на иностранные суда.
В 15часов 50 минут машинисты трюмных отсеков открыли кингстоны. Через два часа «Варяг» лег на левый борт и скрылся под водой. Ровно в 16-05 был взорван «Кореец».
Лишь через две недели после этого боя на Родине узнали о произошедшем. Вся страна готовилась к встрече героев. О подвиге крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» говорил весь мир. Кстати, слова известной песни о «Варяге» были написаны немецким поэтом Рудольфом Грейнцем, а в переводе Е. Студенской стали известны в России.
А теперь о дальнейшей судьбе самого крейсера «Варяг».
Японцы обследовали затонувший корабль и приступили к его подъему. В дальнейшем он получил название «Сойя» и использовался в японском флоте как учебное судно. В 1916 году «Варяг» был продан России, где вновь получил свое прежнее название. В 1917 году старый боевой корабль отправили на ремонт в Англию. После Октябрьской революции англичане захватили корабль и продали его на слом. При следовании к месту разборки «Варяг» налетел на камни и прочно сел на мель. В конце концов его разобрали на месте только в 1925 году.
По материалам журнала "Мир техники для детей" №1/2011
Ольга Юрьевна Большакова, заведующая библиотекой МОУ ООШ №18 г.о. Новокуйбышевск
13 Февраль 2011, 02:43
Ольга! С почином! Очень хороший интересный материал! Так держать!
14 Февраль 2011, 16:19
Спасибо за поддержку!